Подлинные документы, свидетельства торжественного открытия и даже наброски, сделанные Иваном Истоминым. Всё это о несуществующей железнодорожной станции Салехард. В окружной столице в музее Шемановского открыта выставка, посвящённая этому событию. Вера Дронзикова встретилась со старожилами, спецпереселенцами и очевидцами тех событий.
Рассматривая фотографии семидесятилетней давности, Анатолий Щирский узнает старый Салехард. Дома, улицы, по которым бегал десятилетним мальчиком. Вспоминает и события тех времён. Открытие железнодорожной станции было громким и незабываемым. Тогда, 30 июля 1949 года там собрался чуть ли не весь город. Анатолий Щирский – старожил: «;Мы так её видели. Поезда заходили. Ну, видно было всё. Сам масштаб стройки! Люди появились, люди в погонах. Всё, как-то город ожил. Такое движение. Всё начиналось»;. Более пятидесяти экспонатов: это и подлинные документы, фотографии зданий, предметы быта 501 стройки. Одними из самых заметных, и послуживших толчком к организации экспозиции, стали наброски железнодорожной станции «;Салехард»;, выполненные Иваном Истоминым. Геннадий Сысолятин – краевед, старожил: «;Мы на это наткнулись случайно. Мне принесли папку, которая здесь пролежала тридцать лет. Я нашёл эти рисунки, я нашёл ту схему. Они лежали»;. У научных сотрудников есть даже версия, что знаменитый ненецкий и коми писатель, художник, есть на историческом фото. Герман Бардин – старший научный сотрудник МВК им. И.С. Шемановского: «;Вот это, скорее всего, он стоит. Вот с этой стороны идёт «;Слава великому Сталину»;. А вот здесь другой вид, другая надпись. Он как раз стоял вот в этой точке, и соответственно, отсюда были выполнены его рисунки»;. Сама стройка железной дороги была засекречена, фотографий минимум, и то, сделаны они штатным фотографом строительства. Позже, когда в Салехарде остались только рельсы и шпалы, а самой станции уже не было, даже тогда толком не могли рассказать, куда и к чему были проложены пути. С документов гриф секретности снимается только спустя десятки лет. Татьяна Гостюхина – старожил: «;В школе, когда учились, мы ходили по железной дороге всегда в походы, костры разводили. И нам учительница не могла объяснить, почему есть железная дорога, а нет движения по ней»;. После получаса знакомства с экспозицией спецпереселенка, репрессированная Ирма Берш со слезами на глазах вспоминает и своё детство. Жизнь, которая была после депортации семьи в Сибирь, оставила яркие и тяжёлые воспоминания. 501 стройка как под копирку напомнила Ирме Адольфовне и путь, который прошли они, будучи ещё детьми. Ирма Берш – спецпереселенка, заместитель председателя Вятской региональной общественной организации жертв незаконных политических репрессий: «;Всё помню, всё помню. Нас в семье было семеро детей. И родители, конечно, очень трудились, работали. Всё, только чтобы нас спасти от голода, от холода»;. Семь десятилетий прошло с торжественного открытия железнодорожной станции. Тогда никто и подумать не мог, что планам не суждено сбыться. Строительство номер 501 так и не будет завершено. И о тех больших начинаниях расскажут лишь музейные сотрудники.В Салехарде открылась выставка, посвящённая несуществующей железнодорожной станции
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться